Кинопутешествие в 70-е

В Музее кино прошла лекция о фильмах «Отпуск в сентябре» и «Свой среди чужих, чужой среди своих» В минувший уик-энд киноманы в очередной раз соприкоснулись с таинственным миром производства фильмов. Об истории создания двух великолепных фильмов, снятых в 70-х годах прошлого века, в Малом зале Центрального дома кинематографистов, где расположился лекторий Музея кино, рассказала известный киновед Лариса Ельчанинофф. Речь шла о картине режиссера Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» и «советском боевике» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Драму «Отпуск в сентябре» называют одним из лучших фильмов с участием великого профессионала Олега Даля, который исполнил в картине главную роль. При жизни актера лента так и не была продемонстрирована на экранах из-за безысходной, депрессивной атмосферы. По признанию режиссера Виталия Мельникова, «Отпуск в сентябре», снятый в 1979-м, постоянно откладывали до более удачного момента, который наступил лишь во времена перестройки, в 1987 году. К тому времени Даля не было в живых уже шесть лет. Между тем, по мнению многих кинокритиков, роль советского интеллигента эпохи застоя актер воплотил в фильме просто феноменально. Именно образ инженера Зилова, переживающего внутренний кризис, из которого не предвидится выхода, «цепляет» зрителя и держит у экрана более двух часов. Когда фильм все-таки вышел на экраны, то в одночасье стал популярным: многие узнали в Зилове себя… Тогда же, в 1987-м, «Отпуск…» получил запоздалую оценку: на Всесоюзном телефестивале фильм получил приз за лучшую мужскую роль. Совсем иная ситуация сложилась с дебютной режиссерской работой Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), события которой развиваются в 20-е годы. История о реквизированном у сибирской буржуазии золоте, которое кочевало по дороге в Москву из рук в руки, сразу попала в разряд культовых и сейчас считается классикой отечественного кино. Любопытный факт: по словам Михалкова, на создание «советского вестерна» его вдохновили голливудские фильмы с Клинтом Иствудом. Не менее интересным был процесс написания «саундтрека»: когда молодой режиссер обрисовал композитору Эдуарду Артемьеву идею, тот просто сел за инструмент и тут же сыграл главную тему. Слушатели лектория с интересом воспринимали эти и другие интересные факты, рассказанные Ларисой Ельчанинофф. По окончании беседы собравшиеся поблагодарили киноведа за содержательную и увлекательную лекцию. Текст: Олеся Кедрова Фото: www.museikino.ru Кадр из фильма "Отпуск в сентябре"